© РИА Новости / Виталий АньковСанкции могут послужить стимулом для развития отечественного кино, ведь раньше рынок был захвачен голливудскими мейджорами, считает режиссер, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров, который сегодня отмечает 70-летний юбилей. Накануне дня рождения он дал интервью РИА Новости и рассказал, как быть с «отменой» российских артистов за рубежом, где искать новых кинопартнеров и что делать, чтобы возродить детский кинематограф.— В последнее время много говорят об «отмене» российских артистов за границей. Как вы к этому относитесь?— Плохо отношусь. Но я на это просто не обращаю внимания, не переживаю. Мой совет — не думать об этом. В нынешней ситуации по-другому быть не может. Все понятно, страсти накаляются, ясно, что так будет и дальше. Зачем по этому поводу возмущаться? Снявши голову, по волосам не плачут, как говорит пословица.Когда пройдет какое-то время, хочешь не хочешь, культурные связи начнут восстанавливаться. Когда и в какой форме — другой вопрос. Ничего вечного под этой луной не бывает. © РИА Новости / Екатерина Чеснокова— Куда двигаться отечественному киноискусству в нынешней ситуации?— Это большой шанс для российского кинематографа. Я всегда был сторонником существенного сокращения иностранного присутствия на нашем рынке. Я считал, что для России лучше всего китайский или индийский путь, где кинематограф рыночный, государство не финансирует его, но при этом очень ограничен прокат зарубежного кино — там выходит порядка 20-25 импортных картин. Но сегодня это величайшие кинематографии мира. А китайский кинорынок стал первым, обойдя американский. Афиши индийского фильма «83» в Мумбаи© AFP 2022 / Indranil Mukherjee Люди проходят мимо афиши китайского фильма «1921» в кинотеатре Пекина© AFP 2022 / Wang ZhaoАфиши индийского фильма «83» в Мумбаи© AFP 2022 / Indranil MukherjeeЛюди проходят мимо афиши китайского фильма «1921» в кинотеатре Пекина© AFP 2022 / Wang Zhao— Вы считаете, что ограничение Голливуда в прокате пойдет нам на пользу?— Я считал, что нам подобное следовало сделать раньше, но это было невозможно — у нас всякие лобби, прокатчики. Когда этот вопрос поднимался, возникали группы влияния, которые говорили, что мы не должны лишать отечественного зрителя иностранной продукции. Но теперь голливудские студии сами это сделали. © АГН «Москва» / Сергей КиселевЭтим надо воспользоваться, резко нарастить собственное кинопроизводство. Мы должны выпускать минимум 250-300 картин в год. Это возможно, но нужны правильные решения. Надо менять организацию кино.Кстати, в 1950-е в СССР было «малокартинье», делали десять-15 фильмов в год. Тогда решили нарастить производство, и стало выходить до 250. Сумели же. © РИА Новости / Максим Блинов— На «Мосфильме» как-то отразились санкции? Будет ли трансформироваться работа?— В советское время государство выступало продюсером, средства передавали студиям. В наше время наоборот: деньги — у продюсеров. «Мосфильм» в нынешней структуре становится производственно-техническим предприятием, обеспечивающим технологическое производство картин. Кадр из кинофильма «Бриллиантовая рука» (режиссер Леонид Гайдай). Актеры Юрий Никулин в роли Горбункова, Андрей Миронов в роли Козодоева и Нина Гребешкова в роли Горбунковой© РИА Новости
Кадр из фильма "Летят журавли" (1957 г). Режиссер Михаил Калатозов. Актриса Татьяна Самойлова — Вероника, артист Алексей Баталов — Борис
© РИА Новости Кадр из фильма «Карнавальная ночь»© Мосфильм (1956)Кадр из кинофильма «Бриллиантовая рука» (режиссер Леонид Гайдай). Актеры Юрий Никулин в роли Горбункова, Андрей Миронов в роли Козодоева и Нина Гребешкова в роли Горбунковой© РИА Новости
Кадр из фильма "Летят журавли" (1957 г). Режиссер Михаил Калатозов. Актриса Татьяна Самойлова — Вероника, артист Алексей Баталов — Борис
© РИА НовостиКадр из фильма «Карнавальная ночь»© Мосфильм (1956)«Мосфильм» создал базу, которая позволяет увеличить производство. Но сами мы не можем этого сделать — надо менять всю систему или вернуться к советской.Мы же рыночное предприятие, ничего не получаем от государства.Пока у нас все нормально. Есть мощности, запустились новые павильоны. Но не мы определяем общую политику.
Новые павильоны на территории киностудии "Мосфильм"
© АГН «Москва» / Сергей Киселев
Дом костюма и реквизита на территории киностудии
© АГН «Москва» / Сергей Киселев Карен Шахназаров© Фото : предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Дом костюма и реквизита на "Мосфильме"
© АГН «Москва» / Сергей Киселев
Новые павильоны на территории киностудии "Мосфильм"
© АГН «Москва» / Сергей Киселев
Дом костюма и реквизита на территории киностудии
© АГН «Москва» / Сергей КиселевКарен Шахназаров© Фото : предоставлено телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция
Дом костюма и реквизита на "Мосфильме"
© АГН «Москва» / Сергей Киселев— Сейчас также говорят о кризисе идей в кино. С чем это связано?— Фильмы не могут существовать отдельно, это часть социума. Да, кризис действительно есть.Надеяться, что кино выдвинет идеи, за которыми пойдет общество, довольно наивно. Мне кажется, здесь надо говорить о кризисе идей в обществе, а это более серьезная тема. © РИА Новости / Рамиль Ситдиков— Насколько оправдана ориентация на азиатский, африканский, латиноамериканский кинорынки? Доля картин этих стран была у нас небольшой, за некоторым исключением.— Если у вас нет ничего другого, все закрыли, если вам нечего показывать в кинотеатрах и своего вы не делаете, значит, надо искать другие рынки, новые пути.Моя позиция — лучше делать свое. Но в любом случае фильмы нужно искать там, где вы можете их получить.
Съемки художественного фильма "Цареубийца" режиссера Карена Шахназарова
© РИА Новости / Пашвыкин
Генеральный директор и председатель правления киноконцерна "Мосфильм", режиссер Карен Шахназаров перед церемонией премии "Золотой орел"
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Съемочный павильон № 16 на территории киностудии "Мосфильм"
© АГН «Москва» / Сергей Киселев
Съемки художественного фильма "Цареубийца" режиссера Карена Шахназарова
© РИА Новости / Пашвыкин
Генеральный директор и председатель правления киноконцерна "Мосфильм", режиссер Карен Шахназаров перед церемонией премии "Золотой орел"
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Съемочный павильон № 16 на территории киностудии "Мосфильм"
© АГН «Москва» / Сергей КиселевУ нас не было азиатского «присутствия», потому что кинопрокат был схвачен американцами, принадлежал им. Они никого сюда не пускали. В этом смысле мы были самой натуральной колонией. Ушли с рынка наши «владельцы», хозяева, а ямщики остались без лошадей. Что делать? Надо других лошадей искать.У нас был не рынок, а псевдорынок, многие люди, которые на нем работали, не представляют, как это делать по-другому. Они привыкли, что американцы делали все: привозили, дублировали, платили за рекламу. Они руководили, а наши прокатчики получали 15-20 процентов за то, что обслуживали в кинотеатрах этот продукт. © РИА Новости / Илья Питалев— Считается, что последние годы в России «потеряли феномен детского кино». Что нужно для возрождения этого направления?— Все дело в организации, никакими деньгами проблемы не зальешь. Я сторонник того, чтобы у нас было больше рыночных проектов. Но для развития детского кино советская система — это то, что нужно. Именно к ней нужно возвращаться в этом сегменте. Именно она создала в мире этот феномен детского кино — нигде, в том числе в США, не было таких фильмов, как у нас, в СССР. Общий настрой у нас в стране: «все советское — это что-то устаревшее и ненужное». Вот и имеем, что имеем.
Отар Коберидзе в роли султана и Додо Чоговадзе в роли царевны Будур в кадре из художественного фильма "Волшебная лампа Аладдина", снятого режиссером Борисом Рыцаревым на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького в 1966 году
© РИА Новости / А. Турков
Арина Алейникова (слева) в роли пионервожатой Вали и Евгений Евстигнеев (справа) в роли Дынина в кинофильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"
© РИА Новости
Рина Зеленая (вторая слева) и Людмила Шагалова в художественном фильме "Сказка о потерянном времени"
© РИА Новости
Отар Коберидзе в роли султана и Додо Чоговадзе в роли царевны Будур в кадре из художественного фильма "Волшебная лампа Аладдина", снятого режиссером Борисом Рыцаревым на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького в 1966 году
© РИА Новости / А. Турков
Арина Алейникова (слева) в роли пионервожатой Вали и Евгений Евстигнеев (справа) в роли Дынина в кинофильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"
© РИА Новости
Рина Зеленая (вторая слева) и Людмила Шагалова в художественном фильме "Сказка о потерянном времени"
© РИА НовостиПомимо денег надо все организовать: нужен генеральный продюсер, руководитель, с которого можно спросить. Нужны редакторские группы, разработка сценариев. У нас и кадров толком нет, их необходимо воспитывать.— Если вернуться к теме «недетского» кино. Я знаю, что вы скоро приступаете к съемкам проекта «Хитровка». Это так? © РИА Новости / Валерий Мельников— Да, но подробно не могу пока рассказать. Сценарий — по мотивам произведений знаменитого русского журналиста и писателя Владимира Гиляровского, который описывал жизнь московских трущоб, и Артура Конан Дойла. Мы смешали двух выдающихся авторов.Главные герои — сам Гиляровский и Константин Станиславский, наш великий режиссер и актер. Время действия — начало XX века. Из этого можно делать свои умозаключения.
Источник: ria.ru