Программа ЦРУ по управлению разумом
Хотя разведывательное сообщество США, военные и правительство предприняли бесчисленное множество официальных (и неофициальных) проектов, касающихся как контроля над разумом, так и манипулирования им, без всякого сомнения, самым печально известным из всех был проект МК-Ультра: тайная операция, проводившаяся Управлением научной разведки ЦРУ и начавшаяся в эпоху холодной войны в начале 1950-х годов. Дата фактического закрытия проекта несколько туманна; однако известно, что он определенно действовал еще во второй половине 1960-х годов – и, что неудивительно и с сожалением, с тех пор был заменен гораздо более спорными и глубоко скрытыми проектами. Чтобы продемонстрировать уровень секретности, окружавший проект МК-Ультра, несмотря на то, что он стартовал на заре пятидесятых годов, его существование было в основном неизвестно за пределами мира разведки до 1975 года, когда Комитет Черча и Комиссия Рокфеллера начали свои собственные расследования деятельности ЦРУ по контролю над разумом – отчасти для того, чтобы определить, (а) занималось ли ЦРУ незаконной деятельностью, (б) были ли нарушены личные права граждан и (в) привели ли рассматриваемые проекты к со смертельным исходом, что они, безусловно, и, к сожалению, сделали.
Довольно удобно и весьма подозрительно в разгар расследования в 1975 году утверждалось, что двумя годами ранее, в 1973 году, директор ЦРУ Ричард Хелмс приказал уничтожить файлы ЦРУ МК-Ультра. К счастью, это не остановило Комитет Черча или Комиссию Рокфеллера, у которых хватило мужества и упорства продолжить свои расследования, полагаясь на показания под присягой игроков в МК-Ультра, где документация больше не была доступна для изучения и оценки. Развернувшаяся история была одновременно темной и тревожной — в равной степени. Действительно, масштаб проекта, а также связанных с ним операций, был изложен в документе от августа 1977 года, озаглавленном «Сенатские слушания МК-Ультра», который был подготовлен Специальным комитетом Сената по разведке и Комитетом по кадрам в результате его проникновения в секретный мир ЦРУ.
В документах, в частности, говорится следующее: «Программы исследований и разработок по поиску материалов, которые можно было бы использовать для изменения человеческого поведения, были инициированы в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Эти экспериментальные программы первоначально включали тестирование лекарств с участием разумных людей и завершились испытаниями с участием ничего не подозревающих людей. Эти тесты были разработаны для определения потенциального воздействия химических или биологических агентов при их оперативном применении против лиц, не знающих, что они получили наркотик». Затем комитет обратил свое внимание на чрезмерную секретность, которая окружала эти проекты начала 1940-х/1950-х годов: «Программы испытаний считались очень секретными для управляющих ими спецслужб. Немногие люди, даже в агентствах, знали о программах, и нет никаких свидетельств того, что исполнительная власть или Конгресс когда-либо были проинформированы о них. «В высшей степени разрозненный характер этих программ можно частично объяснить замечанием, сделанным Генеральным инспектором ЦРУ, что «знание того, что Агентство занимается неэтичной и незаконной деятельностью, имело бы серьезные последствия в политических и дипломатических кругах и было бы пагубным».
Программы исследований и разработок, и особенно программы тайных испытаний, привели к массовым ущемлениям прав американских граждан, а иногда и к трагическим последствиям. В качестве главного доказательства этого Комитет раскрыл детали смерти двух американцев, которые были твердо приписаны рассматриваемым программам; в то время как другие участники программ испытаний, как сообщалось, все еще страдали от остаточных эффектов испытаний еще в середине 1970-х годов. И как резко отметил Комитет: «Хотя некоторые контролируемые испытания этих веществ можно было бы защитить, характер испытаний, их масштабы и тот факт, что они продолжались в течение многих лет после того, как опасность тайного введения ЛСД невольным лицам стала известна, они демонстрируют фундаментальное пренебрежение ценностью человеческой жизни». Предстояло гораздо больше: расследование Специальной комиссией испытаний и применения химических и биологических агентов также подняло серьезные вопросы об адекватности процедур управления и контроля в Центральном разведывательном управлении и военной разведке, а также о характере отношений среди разведывательных служб, других правительственных агентств, а также частных учреждений и отдельных лиц, которые также были связаны с ранними исследованиями по контролю над разумом.
Например, Комитет был крайне встревожен, узнав, что в отношении проектов по контролю над разумом и манипулированию сознанием обычный административный контроль ЦРУ был противоречиво — и полностью — отменен для программ с использованием химических и биологических агентов — якобы для защиты их безопасности; но, скорее всего, для защиты тех сотрудников ЦРУ, которые знали, что они на грани (если не за ней) нарушения закона. Но, возможно, следующее заявление Комитета демонстрирует уровень разногласий, которые окружали — и все еще окружают — вопрос о проектах, основанных на контроле над разумом: «Решение об организации одного из армейских проектов полевых испытаний ЛСД было основано на, по крайней мере частично, на том, что после приема препарата не было никаких долгосрочных остаточных эффектов. Неспособность ЦРУ проинформировать армию о смерти, наступившей в результате тайного введения ЛСД ничего не подозревающим американцам, вполне могла привести к созданию ненужной и потенциально смертельной программы».
Комитет добавил: «Разработка, испытание и использование химических и биологических агентов разведывательными службами поднимает серьезные вопросы об отношениях между разведывательным сообществом и иностранными правительствами, другими агентствами федерального правительства, а также другими учреждениями и отдельными лицами. «Поднятые вопросы варьируются от законности соучастия Америки в действиях за границей, нарушающих американские и иностранные законы, до возможного нарушения неприкосновенности государственных и частных учреждений, используемых спецслужбами в качестве прикрытия». Хотя МК-Ультра, безусловно, была самой печально известной из всех инициированных ЦРУ программ по контролю над разумом, она была далеко не единственной. Действительно, до сведения Комитета были доведены многочисленные подпроекты, постпроекты и операции, инициированные другими учреждениями. Одним из них был Project Chatter, который Комитет описал следующим образом:
«Проект Chatter был программой военно-морского флота, которая началась осенью 1947 года. В ответ на сообщения об удивительных результатах, достигнутых Советами в использовании наркотиков правды, программа сосредоточилась на выявлении и тестировании таких наркотиков для использования в допросах и при вербовке. агентов. Исследование включало лабораторные эксперименты на животных и людях с использованием Anabasis aphylla, скополамина и мескалина, чтобы определить их способности вызывать речь. В рамках проекта проводились зарубежные эксперименты. Проект значительно расширился во время Корейской войны и завершился вскоре после войны, в 1953 году». Потом были проекты Блюбёрд и Артишок. Комитет снова копнул глубже и обнаружил некоторые противоречивые и поучительные данные и показания: «Самая ранняя из крупных программ ЦРУ, связанных с использованием химических и биологических агентов, проект «Синяя птица», был одобрен директором в 1950 году. Его целями были: (а) обнаружение средств кондиционирования персонала для предотвращения несанкционированного извлечения информации из него известными средствами, (б) исследование возможности контроля над человеком путем применения специальных методов допроса, (в) улучшение памяти и (г) установление защитных мер. средства предотвращения враждебного контроля над персоналом Агентства».
Комитет добавил в отношении Блюбёрд: «В результате допросов, проведенных за границей в ходе проекта, была добавлена еще одна цель — оценка оскорбительного использования нетрадиционных методов допроса, включая гипноз и наркотики. В августе 1951 года проект был переименован в «Артишок». Проект «Артишок» включал в себя внутренние эксперименты по методам допроса, проводимые «под медицинским контролем и контролем безопасности, которые гарантировали бы, что лицам, добровольно принимавшим участие в экспериментах, не был нанесен ущерб». Допросы за границей с использованием комбинации пентотала натрия и гипноза после физического и психиатрического обследования субъектов также были частью Артишок». Интересно, что Комитет отметил, что: «Информация о проекте «Артишок» после осени 1953 года скудна. ЦРУ утверждает, что проект завершился в 1956 году, но данные свидетельствуют о том, что Управление безопасности и Управление медицинских служб использовали методы «специального допроса» еще несколько лет после этого».
MKNaomi была еще одной крупной программой ЦРУ в этой области. В 1967 году ЦРУ резюмировало цели МК-Ультра следующим образом: «(а) Обеспечить скрытую базу поддержки для удовлетворения секретных оперативных требований. (b) Накопить серьезно выводящие из строя и смертоносные материалы для специального использования TSD [Отдел технических служб]. © Поддерживать в оперативной готовности специальные и уникальные предметы для распространения биологических и химических материалов. (d) Обеспечить необходимый надзор, испытания, модернизацию и оценку материалов и изделий, чтобы гарантировать отсутствие дефектов и полную предсказуемость результатов, ожидаемых в условиях эксплуатации».
В соответствии с соглашением, достигнутым с армией в 1952 году, Отдел специальных операций (SOD) в Форт-Детрике должен был помогать ЦРУ в разработке, тестировании и обслуживании биологических агентов и систем доставки, некоторые из которых были непосредственно связаны с экспериментами по контролю над разумом. По этому соглашению ЦРУ наконец приобрело знания, навыки и средства армии для разработки биологического оружия, специально подходящего для использования ЦРУ. Комитет также отметил: «SOD разработала дротики, покрытые биологическими агентами, и таблетки, содержащие несколько различных биологических агентов, которые могли сохранять активность в течение недель или месяцев. SOD разработала специальный пистолет для стрельбы дротиками, покрытыми химическим веществом, которое могло позволить агентам ЦРУ выводить из строя сторожевую собаку, тайно проникать на объект и возвращать собаку в сознание при выходе. Ученые SOD не смогли разработать аналогичный инкапаситант [так в оригинале] для людей. SOD также физически передавал персоналу ЦРУ биологические агенты в «рассыпном» виде и устройства доставки, в том числе некоторые из них содержали биологические агенты».
В дополнение к заинтересованности ЦРУ в использовании биологического оружия и контроля над разумом против людей, оно также попросило SOD изучить использование биологических агентов против сельскохозяйственных культур и животных. В своем меморандуме 1967 года ЦРУ заявило: «Три метода и системы для проведения скрытой атаки на урожай и причинения серьезной потери урожая были разработаны и оценены в полевых условиях. Это было сделано в ожидании требования, которое было позже разработано, но впоследствии было удалено непосредственно перед введением в действие».
В отношении МК-Ультра Комитет пришел к выводу, что проект был «… прекращен в 1970 году. 25 ноября 1969 года президент Никсон отказался от использования любого вида биологического оружия, убивающего или выводящего из строя, и приказал уничтожить существующие запасы бактериологического оружия. 14 февраля 1970 года президент уточнил объем своего предыдущего приказа и указал, что токсины — химические вещества, которые не являются живыми организмами, а производятся живыми организмами — считаются биологическим оружием, подпадающим под его предыдущую директиву, и должны быть уничтожены. Несмотря на указание отказаться от контроля над материалами, хранящимися для ЦРУ в SOD, ученый ЦРУ получил около 11 граммов токсина моллюсков от сотрудников SOD в Форт-Детрике, которые хранились в малоиспользуемой лаборатории ЦРУ, где они оставались незамеченными в течение пяти лет. Признавая, однако, что когда дело дошло до контроля над разумом и манипулирования, МК-Ультра был единственным проектом, который больше, чем любой другой, заслуживал продолжения в рамках его усилий по определению степени, в которой ЦРУ нарушало закон и пренебрегало прав граждан, Комитет имел гораздо больше, чтобы сказать об операции:
Снова и снова Комитет возвращался к проекту МК-Ультра. Неудивительно, поскольку это была, в конце концов, основная программа ЦРУ, включающая исследования и разработки химических и биологических агентов, и, по словам Комитета: «… касалась исследований и разработок химических, биологических и радиологических материалы, которые можно использовать в тайных операциях по контролю за поведением людей». В обзоре МК-Ультра, проведенном Генеральным инспектором в 1963 году, были отмечены следующие причины глубокого уровня чувствительности, окружавшего программу: «А. Многие авторитеты в области медицины и смежных областях считают исследования по манипулированию человеческим поведением профессионально неэтичными, поэтому репутация профессиональных участников программы МК-Ультра иногда оказывается под угрозой. B. Некоторые виды деятельности МК-Ультра вызывают вопросы о законности, подразумеваемой в первоначальном уставе. C. Заключительный этап тестирования продуктов МК-Ультра ставит под угрозу права и интересы граждан США. D. Публичное раскрытие некоторых аспектов деятельности МК-Ультра может вызвать серьезную негативную реакцию в общественном мнении США. а также стимулировать наступательные и оборонительные действия в этой области со стороны иностранных разведок».
В течение не менее десяти лет существования программы многие «дополнительные возможности контроля человеческого поведения» были признаны полностью подходящими для исследования в соответствии с уставом МК-Ультра. К ним относятся «радиация, электрошок, различные области психологии, психиатрии, социологии и антропологии, графология, вещества для преследования, а также военизированные устройства и материалы». Излишне говорить, что это был мрачный список. Неудивительно, что проект, который в конечном итоге был закрыт, стал печально известным.
Источник
Источник: ufonews.su